Когда примерно в 1160 году началось строительство собора Парижской Богоматери (Notre-Dame), одного из старейших и известнейших готических соборов мира, первым архитектурным опытам в готическом стиле было не более 30 лет. Впоследствии фасады всех готических соборов во Франции стали строить, используя западный фасад Нотр-Дама как канонический образец.
Самый гармоничный из трех его порталов — левый, портал Девы Марии, украшенный симметрично расположенными скульптурами. Портал назван так благодаря тимпану, на котором изображены Дева Мария и коронующий ее ангел.
В портале Страшного суда в центре восседает Иисус-Вседержитель: он отделяет души праведных от неправедных. Тут же грешников черти заковывают в цепи и влекут в ад.
Рассматривая собор наяву или даже на фотографиях, хочешь не хочешь (знаешь не знаешь), а вспомнишь стихотворение Осипа Мандельштама, написанное им в 1912 году и посвященное этому величественному сооружению:
Notre Dame
Где римский судия судил чужой народ —
Стоит базилика, и — радостный и первый —
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра, —
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…